-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ўар

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ѕузинесс

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2003
«аписей: 1735
 омментариев: 3906
Ќаписано: 10527


’од конЄм...

„етверг, 04 ‘еврал€ 2016 г. 12:11 + в цитатник
÷итата сообщени€ ru-an-info

 анал в обход Ѕосфора
 

јлексей „ичкин, 04 феврал€ 2016
Ѕлест€щий проект 700-километрового канала из  аспи€ в ѕерсидский залив был разработан русскими инженерами ещЄ в конце 19 века. ѕроект, интересовавший —талина и Ѕрежнева, сегодн€ реанимируетс€ и скорее всего будет осуществлЄн...

 

¬ обход Ѕосфора

јвтор – јлексей „ичкин

¬ »ране продолжаетс€ подготовка к строительству судоходного канала  аспий – ѕерсидский залив. ѕроект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение дл€ нашей страны. Ќо «апад вместе с “урцией пр€мо или косвенно преп€тствовал созданию этой артерии.  стати, —оединЄнными Ўтатами она включена в антииранские санкции.

Ќачина€ с 1890-х годов наши взаимоотношени€ с »раном во многом определ€лись проектом судоходного канала  аспий – ѕерсидский залив. –азработанный русскими инженерами в 1889-1892-м, он обеспечивал кратчайший выход –оссии в бассейн »ндийского океана, турецкие проливы Ѕосфор и ƒарданеллы оказывались дл€ этой цели ненужными.

ѕо€влению проекта способствовал коллективный отказ јнглии, ‘ранции, јвстро-¬енгрии и √ермании поддержать российские предложени€ 1878 года в отношении Ѕосфора и ƒарданелл о контроле ѕетербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережь€ его военных баз.

ƒело в том, что свыше половины объЄма внешней торговли –оссии осуществл€лось этим путЄм. » именно по нему интервенты, поддерживаемые “урцией, неоднократно проникали в „Єрное море и соответственно к берегам »мперии.

 анал  аспий-ѕерсидский залив Ц естественный выход дл€ –оссии и »рана

 анал  аспий-ѕерсидский залив Ц естественный выход дл€ –оссии и »рана

ќтсюда видно, что в проекте заинтересованы также  азахстан, јзербайджан и “уркменистан, получающие выход к океану.

Ќо сохранить зависимость –оссии от этого маршрута было и остаЄтс€ одной из стратегических задач «апада в данном регионе. Ќеспроста в 1997 году антииранские санкции —Ўј были распространены на проект канала  аспий – ѕерсидский залив. “очнее, финансовым и другим экономическим мерам наказани€ подвергались компании и страны, оказывавшие “егерану содействие в реализации этого замысла. » хот€ санкционна€ политика —Ўј в отношении »рана пересматриваетс€, пока не€сно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

—овместна€ российско-иранска€ комисси€ по сооружению канала, созданна€ в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Ќо стороны не смогли договоритьс€ о статусе проекта и самой артерии. ѕетербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с —уэцким и ѕанамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно ¬еликобритании и —Ўј. ѕредлагаемый “егераном дл€ канала статус кондоминиума (паритетного совместного управлени€) не устраивал ѕетербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации »рана. ј экстерриториальность позвол€ла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

¬ 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на “егеран со стороны —тамбула и Ћондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружени€.

ѕерва€ мирова€ война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавша€ нормализаци€ отношений “урции с советской –оссией снизила его актуальность. –—‘—– и ———– оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь “урции в период еЄ противосто€ни€ с јнтантой и √рецией (1919-1923). ¬замен јнкара в сент€бре 1924-го гарантировала, что Ѕосфор и ƒарданеллы никогда не будут использоватьс€ в ущерб интересам ———–.

— кончиной ћустафы  емал€ јтатюрка в но€бре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике јнкары резко усилились. Ћучшее доказательство тому – еЄ участие в плане «“опливо», проекте совместной с јнглией и ‘ранцией агрессии против ———–, намеченной на середину марта 1940-го. ѕлан предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в „Єрное море.

Ќо с конца 30-х стали ухудшатьс€ и советско-иранские отношени€, что было вызвано активным воздействием јнглии, √ермании и “урции на внешнюю политику “егерана. “ам как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «ќ дружбе и границе», по которому (стать€ 6) ———– в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.

“егеран-43. Ќеизвестный сюжет

— середины апрел€ 1941-го “урци€ под разными предлогами затрудн€ла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами дл€ ёгославии, подвергшейс€ фашистской агрессии. »звестна и пронацистска€ политика “урции в период ¬еликой ќтечественной войны (по крайней мере, до 1944 года включительно). ¬се эти факторы побудили ———– вернутьс€ к идее канала  аспий – ѕерсидский залив. ѕроект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступлени€ советских и британских войск в »ран в августе-сент€бре 1941 года и прихода к власти в “егеране антифашистских сил во главе с Ўахиншахом ћохаммедом –еза-ѕехлеви.

“ревожные событи€ на советско-германском фронте, угроза нападени€ “урции на ———– и приближение германо-италь€нских войск к —уэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала  аспий – ѕерсидский залив. ќбе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. ¬опрос поднималс€ на переговорах ».¬. —талина с ћ.–. ѕехлеви, состо€вшихс€ 30 но€бр€ 1943-го в “егеране.

–езкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945-1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта  аспий – ѕерсидский залив. Ќо с другой – попытки ———– в тот же период «присоединить» »ранский јзербайджан к јзербайджанской ——– привели к усилению вли€ни€ на “егеран ¬ашингтона и Ћондона. ѕотому о проекте забыли на долгие годы. “ем более, что весной 1953-го —оветский —оюз вз€л курс на нормализацию отношений с “урцией как бы в противовес сложным взаимоотношени€м с »раном.

 анал  аспий-ѕерсидский залив Ц естественный выход дл€ –оссии и »рана

ѕодготовка почвы

—о второй половины 50-х руководство »рана решило восстановить политику, что называетс€, паритетного сотрудничества с «ападом и ———–. ¬ июне-июле 1956-го состо€лс€ официальный визит правительственной делегации во главе с Ўахиншахом в ———–, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Ѕыл подписан р€д экономических соглашений, не касавшихс€, впрочем, канала. ќднако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина ———– Ќ.ј. Ѕулганина с Ўахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружени€ судоходного канала  аспий – ѕерсидский залив. Ќо в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. —корее всего, по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших “егеран от проекта.

“ем не менее, в 1962 году была создана советско-иранска€ комисси€ по проработке вопроса, с еЄ соображени€ми ознакомили тогдашнего главу ¬ерховного совета ———– Ћ.». Ѕрежнева во врем€ его визита в “егеран в но€бре 1963-го. »менно тогда стороны создали юридическую основу дл€ реализации проекта, подписав соглашени€ «ќ совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «ќ развитии транзита иранских товаров через территорию ———–, советских – через территорию »рана».

ј в июне 1965-го, когда состо€лс€ столь же масштабный, как в 1956 году, визит Ўахиншаха в ———–, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но оп€ть-таки без соответствующего упоминани€ в итоговом коммюнике. ѕредварительный вариант канала был рассмотрен во врем€ визита советского премьер-министра ———– ј.Ќ.  осыгина в “егеран в начале апрел€ 1968-го. ѕроект в основном был одобрен обеими сторонами. Ќо уже по традиции без упоминани€ в коммюнике…

¬ те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых —Ўј пр€мо или косвенно за€вл€ли о несоответствии проекта долгосрочным интересам —оединЄнных Ўтатов и их союзников по Ќј“ќ. Ёту позицию поддерживала —аудовска€ јрави€. ј в »раке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и ———–), что способствовало нормализации отношений Ѕагдада с ћосквой, в 1974-1975 годах увенчавшейс€ двусторонним договором «ќ дружбе и добрососедстве».

ѕримечательно, что с осени 1975-го в —Ўј стали разрабатыватьс€ планы свержени€ шахского режима и провоцировани€ иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. ѕравда, ¬ашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американска€ позици€ по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

¬ “егеране не решались полностью игнорировать позицию —Ўј.  ак-никак до 70% ежегодного объЄма экспорта иранской нефти направл€лось за океан, а дол€ —оединЄнных Ўтатов в иностранных инвестици€х в »ране превышала 40%. ¬добавок, поставки из —Ўј минимум на 60% покрывали потребности вооружЄнных сил »рана в вооружени€х и боеприпасах. ј в целом дол€ стран Ќј“ќ в обеспечении иранской армии достигала 85%.

ќдновременно “урци€ со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Ѕосфор и ƒарданеллы. Ётот фактор был важен дл€ ———–, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50% ежегодного объЄма экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. ј, во-вторых, реализаци€ проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным дл€ ———– по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

¬сЄ это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускор€ть его реализацию. ¬о врем€ переговоров Ўахиншаха в ћоскве в окт€бре 1972-го и ј.Ќ.  осыгина в “егеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить р€д технических параметров. Ќо правовую и технологическую базу дл€ будущего строительства все же расшир€ли: в ходе этих визитов в дополнение к упом€нутым соглашени€м 1963 года были подписаны «ѕрограмма экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «ќ взаимном поощрении капитальных вложений».

¬сего за 60-70-е годы в »ране с помощью ———– было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе »сфаганский металлургический комбинат и примыкающа€ к јзербайджанской ——– почти 500-километрова€ магистраль “рансиранского газопровода.

¬ашингтон, Ћондон и јнкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивалс€ через “урцию, но ћосква и “егеран в 1972-1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через ———–. Ёти поставки должны были начатьс€ с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные событи€ в »ране привели к «консервации» проекта.

—ловом, магистраль  аспий – ѕерсидский залив, чрезвычайно выгодна€ ———– и »рану, наталкивалась на всЄ более активное противодействие —Ўј и Ќј“ќ. ’от€, суд€ по упом€нутым соглашени€м и тенденци€м в двусторонних отношени€х, поэтапно готовилась правова€, экономическа€ и технологическа€ почва.

 анал  аспий-ѕерсидский залив Ц естественный выход дл€ –оссии и »рана

¬рем€ строить

—егодн€ проект в перечне приоритетных дл€ “егерана, и, в отличие от шахского периода, в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружени€.  ак отмечают иранские эксперты и —ћ», канал  аспий – ѕерсидский залив напр€мую выводит в »ндийский океан не только –оссию, но и большинство других стран экс-———–, а также ≈вропы. ƒл€ потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через “урцию. ѕотому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. ¬вести канал в эксплуатацию планируетс€ в 2020-х.

—хожие оценки высказываютс€ российским экспертным сообществом. ≈сли говорить вкратце, судоходный канал  аспий – ѕерсидский залив, целиком проход€щий по территории »рана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн »ндийского океана из северной јтлантики, Ѕалтийского, „ерноморско-јзовского, ƒунайского и ¬олжско- аспийского бассейнов. Ётот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и дл€ обеспечени€ опреснЄнной водой центральных засушливых районов. ѕравда, всЄ это хоть и многообещающа€, однако всЄ же, пока лишь перспектива.

≈щЄ в 1996-1997 годах руководство ћинистерства дорог и транспорта »рана, направл€€ делегации в –оссию, сообщало о стремлении привлечь еЄ инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Ќаша сторона в принципе одобрила эти предложени€, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды  аспи€. “огда же была достигнута договорЄнность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Ќаправл€емые “егераном делегации из »рана стали регул€рно посещать Ѕеломорско-Ѕалтийский, ¬олго-Ѕалтийский, ¬олго-ƒонской каналы. ¬ 1998-м была создана совместна€ экспертна€ группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство »сламской –еспублики официально одобрило доработанное “Ёќ.

ќбща€ прот€жЄнность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного »рана, включа€ пограничное с »раком международное русло Ўатт-эль-јраб, пор€дка 450 километров. “ребуемые инвестиции дл€ сооружени€ всей артерии оценивались иранской стороной в 2012-2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5-6 миллиардов долларов. ѕолна€ окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на п€тый год с момента ввода в строй. ѕо тем же расчЄтам, канал обеспечит –оссии и »рану транзитные доходы – соответственно 1,2-1,4 и 1,4-1,7 миллиарда долларов, начина€ с третьего-четвЄртого года эксплуатации.

¬ ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители “егерана предложили нашей стране р€д вариантов оплаты еЄ технологического содействи€ сооружению канала, а также строительства в –‘ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

ѕримечательна в этой св€зи недавн€€ публикаци€ группы экспертов в «ƒагестанской правде» (ћахачкала): «…Ќаличие в республике заводов, специализированных на судостроении, €вл€етс€ веским аргументом в пользу создани€ в ƒагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе дл€ трансиранского маршрута».

Ќо проект образовани€ такого кластера на базе ћахачкалинского судоремонтного завода-верфи так и осталс€ на бумаге. ѕо данным главного инженера этого предпри€ти€ ћихаила ’алимбекова, чертежи, технологии, расчЄты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией √ермании, однако дело так с места и не сдвинулось.

ќтмечено также, что, по мнению «многих учЄных, в числе которых д.т.н., профессор Ўихсаид јбдуллаев, на базе кооперации республиканских промышленных предпри€тий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Ѕолее того, использование разработок известного российского конструктора √амида ’алидова по созданию кораблей смешанного плавани€ нового поколени€ – «тримаранов» – как раз отвечает требовани€м и услови€м транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». “ем более, что в мире наметилс€ рост спроса на подобные суда.

–езонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное “урцией серьЄзное обострение отношений с –оссией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействи€ созданию столь важного водного пути.

»сточник

 

 

¬ладимир ѕутин 15 окт€бр€ находитс€ с визитом в јстане ( азахстан)



 

 

Ѕолее подробную и разнообразную информацию о событи€х, происход€щих в –оссии, на ”краине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на »нтернет- онференци€х, посто€нно провод€щихс€ на сайте « лючи познани€». ¬се  онференции – открытые и совершенно безплатные. ѕриглашаем всех просыпающихс€ и интересующихс€…

 

–убрики:  ѕлэнер
ѕознание
ѕо инстанци€м
ѕригодитс€

ѕонравилось: 2 пользовател€м



»Ћ-72   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 ‘еврал€ 2016 г. 09:53 (ссылка)


ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ўар   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 07 ‘еврал€ 2016 г. 10:51 (ссылка)
“еперь пон€тно почему " алибрами" стрел€ли с акватории  аспийского бассейна? ј ведь могли с тем же успехом шарахнуть и из акватории „ерного мор€...
ѕросто то был тонкий намЄк на то, что соглашение об использовании территории »рана под строительство канала согласовано.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку