-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ўар

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ѕузинесс

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.03.2003
«аписей: 1696
 омментариев: 3815
Ќаписано: 10379

»нфа к мозгам

—уббота, 07 »юн€ 2003 г. 19:58 + в цитатник
Ёто стоит цитировать и знать
¬з€л тут: http://www.li.ru/users/32923/post286984/
«аголовок: ≈¬√≈Ќ» ј как "прокл€тый вопрос" 20 века
“екст:
≈¬√≈Ќ» ј

„еловечество к концу XX века стало терпимым ко всему, на что еще совсем недавно было наложено табу. ”же почти не осуждаетс€ проституци€, ставша€ даже Ђпрестижной профессиейї, отмен€етс€ уголовное преследование гомосексуалистов, и люди не протестуют против однополых браков, как нечто привычное воспринимают операции по перемене пола. ќднако когда кем-либо затрагиваетс€ тема соблюдени€ расовой чистоты в браках, сразу возникает напр€женность. Ђƒемократическиеї общества готовы терпеть любые крайности и извращени€, если только они не имеют национально-расовую подоплеку. «ападна€ цивилизаци€ оправдает любой экстремизм, кроме национального. ќднако в один из этих Ђтайниковї мы и собираемс€ загл€нуть. ¬ насто€щей работе мы попытаемс€ Ђразминироватьї такую Ђвзрывоопаснуюї тему, как евгеника, котора€ в массовом сознании воспринимаетс€ как атрибут расизма, как €вление, характерное лишь дл€ тоталитарных государств XX века. —разу следует оговоритьс€, что перед читателем историко-философски! й очерк, не претендующий на естественнонаучную ценность.
—читаетс€, что евгеника как наука о расовой гигиене возникла в “ретьем –ейхе и что только в гитлеровской √ермании проводились евгенические исследовани€. Ёто совершенно неверный взгл€д. ¬ XX веке лидирующие позиции в области евгенических исследований занимали две страны - —Ўј и —оветска€ –осси€. — √ерманией же св€зан отнюдь не расцвет этих исследований, а, наоборот, полна€ их дискредитаци€, доведение до абсурда.
≈вгеника (от греч. Ђевгенийї - благородный) возникла в 1870-е годы в јнглии, и ее родоначальником был ‘рэнсис √альтон, двоюродный брат „.ƒарвина. √альтон воспитывалс€ в квакерской семье, и первейшим его источником знаний о мире стала Ѕибли€. —пуст€ годы, разрабатыва€ новую науку, √альтон увидел в ней черты религиозной морали.
ќн пришел к выводу о необходимости беречь генофонд избранной человеческой расы, отбира€ лучших ее представителей, наделенных выдающимис€ способност€ми, которые, по мысли √альтона, передаютс€ по наследству. »збранной расой, чей генофонд нуждаетс€ в защите, √альтон считал. ќн полагал, что способности передаютс€ по наследству, а услови€ жизни лишь способствуют развитию унаследованного от предков.
ќднако евгеническа€ практика существовала за много веков до √альтона. ќбщеизвестно, что в —парте хилых младенцев уничтожали, сбрасыва€ в пропасть, в результате чего возник тип неу€звимого спартанского воина.
¬ начале XX столети€ в јмерике в целом р€де штатов были прин€ты законы о стерилизации наследственно дефективных.   1914 г. такие законы действовали уже в 12 штатах. »звестно, что в штате »ндиана по данным на июль 1911 г. было проведено 875 операций стерилизации. ¬  алифорнии с но€бр€ 1910 г. по лето 1912 стерилизации подверглось 268 чел. ќднако в декабре 1921 г. в штате »ндиана операции по стерилизации были запрещены как Ђжестока€, несовместима€ с основами конституции карательна€ мераї. ѕо названию этого штата стала именоватьс€ широко обсуждаема€ в 1920-е гг. иде€ лишени€ человека способности производить потомство. ƒоктор Ўарп, проведший около п€тисот операций вазектомии, отмечал, что в результате этих операций не останавливаетс€ половое развитие, и даже не уменьшаетс€ интерес к противоположному полу.
јктивно работали шведские евгенисты. ѕри государственной поддержке в Ўвеции возникло два института - в 1918 г. основан институт экспериментальной биологии и теоретического изучени€ наследственности близ города Ћунда, а в 1922 г. возник институт расовой биологии в ”псале.
Ђ»ндианска€ иде€ї обсуждалась в —оветской –оссии на страницах Ђ–усского евгенического журналаї, где ћ.¬олоцкой, ссыла€сь на мнение побывавших в јмерике врачей, утверждал, что в —оединенных Ўтатах подобные операции часто осуществл€ютс€ отнюдь не насильственно и не только над пациентами психиатрических клиник, но и над лицами, которые опасаютс€, что их дети окажутс€ пораженными наследственным недугом.
—оветские евгенисты в поисках истоков отечественных исследований в данной области обращались к эпохе ѕетра ¬еликого. —огласно указу ѕетра Ђќ свидетельствовании дураков в —енатеї, Ђƒуракам, что ни в какую науку и службу не год€тс€ї, воспрещалось вступать в брак, ибо Ђдоброго наследи€ и государственной пользыї от них ожидать было невозможно. ”каз этот носит откровенно евгенический характер и свидетельствует о том, что ѕетр ¬еликий интересовалс€ проблемами наследственности. ƒругое же действие ѕетра, по мнению евгенистов, носило противоположный, антиевгенический характер, но также было св€зано с желанием ѕетра поэкспериментировать с феноменом наследственности - речь идет об устроенной в но€бре 1710г. знаменитой свадьбе карликов. јнтропотехнические проекты ѕетра были внимательно изучены советскими евгенистами.
¬ 1920 г. при поддержке Ќаркомздрава Ќ.ј.—емашко было создано –усское евгеническое общество. Ќачинает выходить периодическое издание - Ђ–усский евгенический журналї. ¬ целом же работы в области евгеники курировались наркомом просвещени€ ј.¬.Ћуначарским. ≈вгеника обрела в —оветской –оссии особый статус. »де€ по€влени€ новой человеческой генерации в первые годы советской власти овладела многими умами. ¬се это придавало исследовани€м евгенистов особый политический смысл.
ќдним из сложных вопросов, встающих перед евгенистами, €вл€етс€ вопрос о том, как определ€ть элиту, чей генофонд €вл€етс€ ценностью мирового масштаба. ƒа, спартанцы сформировали тип непобедимого воина, выиграли ѕелопонесскую войну у јфин. Ќо при этом —парта не знала великих полководцев. —парта не оставила следа в культурной и научной жизни. «адачи искусственной селекции в —парте были ориентированы на воинскую доблесть, а не научные достижени€.
ћногие гении страдали тем или иным заболеванием, которое делало их с евгнической точки зрени€ Ђвредным материа-ломї. Ќ. . ольцов в статье Ђ”лучшение человеческой породыї отмечал, что Ђэпилепси€ или помешательство (сочетаютс€) с высоким талантом и даже с гениальностьюї. «десь мы приближаемс€ к давнему и неразрешимому вопросу о соотношении нормы и аномалии. ѕатологи€ и норма наход€тс€ в диалектической взаимосв€зи, кажда€ патологи€ дает более €сное представление о норме. ¬ ƒревней √реции уродством считалось вс€кое качество, которого не было у других обитателей данного социума, т.е. расовые особенности тоже становились признаками уродства. Ѕольша€ заслуга в изучении патологии принадлежит јристотелю, который определил уродство как про€вление изменчивости живого, тем самым опровергнув мистический взгл€д на патологию. ¬ —редние века возобладал вновь религиозно-мистический взгл€д на патологию, и уродство стало считатьс€ карой за греховную сущность человеческого рода.
ѕрофессор ¬.√ориневский на страницах журнала Ђ‘изическа€ культураї (є1,1922) констатировал, что в советском обществе остро стоит проблема вырождени€. Ђ„ем больше в данном обществе субъектов вырождающихс€, писал он, - тем более печальна судьба его, так как общество стоит в этом случае перед угрозой наследственной передачи уродливых форм и св€занных с этой передачей уродливых свойств и функцийї. ѕрофессор √ориневский бил тревогу: евгеника немедленно должна прийти на помощь советскому обществу, в котором €сно обозначились признаки вырождени€. ¬ы€снилось, что вырождение может поражать не только буржуазные классы эксплуататоров, но и пролетариат. ¬ результате двух войн, империалистической и гражданской, Ђнаселение –оссии не только поредело, - писал √ориневский, - оно сразу сделалось качественно хуже, так как на войну шли лучшие элементы всего народа - более сильные, самые здоровые, самые лучшие работники...ї. «а п€ть лет гражданской смуты население страны уменьшилось почти ! на 13 млн. человек Ц в основном это были жертвы голода, разных эпидемий, а также погибшие в бо€х, от красного и белого террора. ѕотенцмал народа был серьЄзно подорван. ѕосле Ќаполеоновских войн во ‘ранции произошло нечто похожее. √ренадеры наполеоновской армии отбирались по особым признакам, в том числе по росту. √ибель большей части этой армейской элиты существенно повли€ла на генофонд нации, например, средний рост французов стал ниже.
¬ 1929 г. увидела свет стать€ Ќ. . ольцова Ђ«адачи и методы изучени€ расовой патологииї, в которой автор отметил, что практическа€ медицина привыкла иметь дело прежде всего с европейцами, а в современных услови€х сплошь и р€дом сталкиваетс€ с тем, что одни и те же болезни совершенно по-разному протекают в различных странах. «аключена ли причина этого лишь в климатических услови€х и в несхожести образа жизни европейцев и туземцев? Ќ. . ольцов был не готов дать однозначный ответ на этот вопрос. ќн счел необходимым обратитьс€ к давней дискуссии о том, €вл€етс€ ли человечество одним видом Ђхомо сапиенсї или же за общим пон€тием Ђчеловечествої скрываетс€ несколько видов, соответствующих расам. ¬ывод  ольцова был однозначен: Ђ...человечество представл€ет собою, конечно, один вид, т.к. никогда не было установлено, что скрещивани€ между различными расами бесплодны или хот€ бы только характеризуютс€ пониженной плодовитостьюї. ќднако и здесь не все так просто. Ќельз€ пренебрегать факт! ором длительной географической изол€ции населени€ каждого континента. ¬ течение многих тыс€челетий сама природа оставалась блюстителем расовой чистоты. Ќо вот возросла мобильность человека, пространство словно бы Ђсократилосьї и изолированность континентов исчезла, поэтому перед человечеством с неведомой доселе остротой встала проблема расового смешени€, а вслед за этим и вопросы о равенстве (или неравенстве) рас .  акую роль в истории человечества сыграет ликвидаци€ расовой обособленности?  ольцов воздержалс€ от прогнозов на сей счет.
«десь будет уместным вспомнить, что в древности считалось, будто неграми стали представители белой расы, почерневшие под африканским солнцем, т.е. чернокожие возникли в результате видоизменени€ белой расы. Ќегры в свою очередь считали европейцев такими же неграми, просто побелевшими от холодов и недостатка солнца. “е и другие были едины во мнении, что существовала нека€ пра-раса, распавша€с€ на несколько рас под воздействием природно-климатических условий.  огда в 1670 г. ћоскву посетил прибалтийский немец якоб –ейтенфельс, он писал о русских люд€х, что Ђцвет лица у них такой же, как у европейцев, благодар€ холодному климату, исправившему первоначальный темный, азиатскийї. –асхожей стала фраза, приписываема€ ∆озефуде ћестру: Ђѕоскребите русского, и найдете татаринаї. ‘ранцузский антрополог ѕоль Ѕрок (1824-1880) написал работу под названием Ђ„еловечество: один вид или несколько?ї, в которой полемизировал с моногенистами, т.е. сторонниками теории о едином происхождении ра! с. Ѕрок недоумевал, Ђкаким образом европейские и негрит€нские типы, столь различные между собой, могли произойти естественным путем, т.е. без помощи чуда, от первоначально единого видаї.
√енетик ј.—.—еребровский в 1929 г. выступил с предложением внедрить Ђсоциалистическую евгеникуї или ант-ропотехнику, суть которой состо€ла в том, чтобы искусственно осемен€ть женщин спермой талантливых мужчин. ќсеменив женщин спермой вождей революции, можно было расчитывать на по€вление нового поколени€ борцов за светлое будущее. —овременный профессор-генетик ј.ѕ.јкифьев в книге Ђ√енетика и судьбыї (ћ.,2001) пишет:
Ђ...есть сведени€, что в —Ўј даже существует тайный банк спермы нобелевских лауреатов. ’орошо известно, что многие лауреаты Ќобелевской премии были гор€чими сторонниками евгеникиї.  то знает, может быть ничего фантастического и не было в проекте —еребровского.
ћожно ли говорить, что —оветска€ –осси€ и фашистска€ √ермани€ обнаруживают идейную близость в евгеническом вопросе? …орг Ћанц фон Ћибенфельс, чьим журналом Ђќстараї зачитывалс€ в молодости √итлер, предлагал радикальную программу дл€ Ђуничтожени€ человека-животногої, включавшую в себ€ тщательную генетическую селекцию, стерилизацию дефективных и даже убийство. ѕрограмма Ћанца имела религиозную подоплЄку ( некоторое врем€ он €вл€лс€ послушником цистерцианского монастыр€ —в€того  реста). ќн призывал арийцев Ђположить на алтарь детей тьмыї, т.е. представителей низших рас. ≈вгеника здесь оказываетс€ на службе у религиозного фанатизма. –асисты занимались профанацией евгеники, котора€, как и вс€ка€ наука, неидеологична. ¬ажно, какие цели ставит перед собой евгенист. Ёто может быть стремление к здоровому, гармоничному обществу. » может быть желание уничтожить представителей неарийской расы. ≈вгеника может стать орудием осуществлени€ как первой, так и второй задачи. —удьбы евгени! ки в —оветской –оссии и фашистской √ермании демонстрируют различи€ в целеполагании.
14 июл€ 1934 г. в √ермании вышел закон Ђќ предотвращении рождени€ наследственно больного потомстваї, согласно которому лица, страдавшие врожденными слабоумием, шизофренией, эпилепсией, слепотой, немотой подлежали об€зательной стерилизации ƒл€ проведени€ этого закона в жизнь были созданы специальные Ђсуды наследственного здоровь€ї, которые состо€ли из двух врачей, судьи и председател€. ѕо приговору этого суда мужчины и женщины, чь€ дурна€ наследственность считалась установленной, подвергались насильственной операции, пресекавшей возможность деторождени€. ¬сего с 1934 по 1937 гг. стерилизации подвергли 197419 чел. ѕровод€ жесткую евгеническую политику, национал-социалисты столкнулись с непростой дл€ них ситуацией, когда вы€снилось, что носител€ми наследственных заболеваний €вл€ютс€ отнюдь не только представители Ђнизших расї (евреи, цыгане), но и чистокровные арийцы. ѕеред этим фактом расистска€ евгеника была беспомощна. ƒети арийского происхождени€, унаследовавшие от род! ителей шизофрению, слабоумие или другие недуги, должны были обучатьс€ в особых школах коррекционной педагогики. ≈сли вы€сн€лось, что попытки коррекции не привод€т к успеху, ребенок мог попасть в так называемые Ђприютыї, где неполноценное дит€ физически уничтожалось — 1939 года всем врачам и акушерам вмен€лось в об€занность доносить о рождении каждого неполноценного ребенка. —удьбу такого ребенка определ€ла специальна€ комисси€, но скорее всего его ждало физическое уничтожение. Ќаиболее гуманным способом считалось лишение ребенка пищи. “аким образом идеологи€ расовой нетерпимости вступала в конфликт с евгенической практикой - чистокровный ребЄнок-ариец мог по€витьс€ на свет с тем же заболеванием, что и чадо в еврейской семье.
¬ —Ўј евгеника должна была служить социальным задачам, искоренить алкоголизм, проституцию, наследственные психические заболевани€. ¬ —оветском —оюзе акцент был сделан на формировании новой человеческой генерации, Ђхомо советикусї. “ретий –ейх €вил генетику, имевшую религиозную окраску и направленную на уничтожение Ђдетей тьмыї в лице представителей низших, неарийских рас. Ёто были совершенно разные ипостаси одного научного феномена.
¬ данном очерке мы не пытались ответить на вопрос о том, €вл€етс€ ли евгеника лженаукой. ѕусть на этот вопрос отвечают специалисты-генетики. ƒл€ нас важным было показать вли€ние евгенических идей на жизнь общества. Ќесомненным €вл€етс€ то, что судьбу евгенических исследований в —оветской –оссии решили не ученые, а политики. ѕрекращение этих исследований было насильственным, что нанесло вред развитию естественнонаучной мысли. «апрещать евгенику только потому, что она была вз€та на вооружени€ фашистами, равносильно тому, чтобы запретить немецкий €зык потому, что на нем говорил √итлер. XX век обострил многие проблемы, существовавшие еще в глубокой древности, в том числе и проблему межнациональных отношений. ≈вгеника оказалась в точке пересечени€ многих социальных, этнических и политических проблем, что сделало ее Ђпрокл€тым вопросомї.

јлександр Ѕ≈««”Ѕ÷≈¬- ќЌƒј ќ¬, „лен —оюза писателей –оссии, член-корреспондент ѕетровской академии наук и искусств. јвтор книг Ђ»мператорска€ музаї, Ђ“ри черных омутаї и др. ћагистрант кафедры русской истории факультета социальных наук –√ѕ” им. √ерцена.

√азета Ђ«а русское делої є4(100), 2003 г.

Ћистовка Ђ—лав€нского  ультурного ÷ентраї, ¬илючинск, ул. √усарова, 51-71. “ираж 999 экз. 12 ма€ 2003 г.


–убрики:  ѕознание



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку